9. Ведические символы
Ведические символы в Тибете
Славяно-арийские символы очень сильно распространены и в Тибете — стране достаточно закрытой и малоизвестной, по сравнению с Индией и Китаем, в том числе и благодаря своему географическому положению. Даже сегодня сведения о Тибете достаточно скудны, и мало кто представляет, как живёт страна, какова её история, культура и философия. О тибетской религии доступного материала тоже очень мало, а тот, который есть, очень фрагментарен и противоречив. Единственное, о чём сегодня «все знают», что в Тибете находится Шамбала — «страна знания и справедливости», где живут «великие Учителя» и направляют ход эволюции человечества. Об этом в своё время серьёзно позаботились современные СМИ, настойчиво пропагандируя учения Блаватской и Рерихов.
Такая забота об эволюции человечества выглядит весьма своеобразно, особенно, если учесть благосклонное отношение тибетских жрецов к иудо-коммунистической власти в России и к иудейской верхушке в фашистской Германии! Да и жители Тибета в основной своей массе совсем не выглядят эволюционно развитыми больше, чем кто-либо другой. Даже наоборот: как пахали они раньше на яках (это быки такие) свои каменистые клочки земли тысячу лет назад, так и до сих пор пашут. Со всеми, сопутствующими такому методу производства продуктов, прочими компонентами их уровня развития и образа жизни…
Однако, мы отвлеклись. Славяно-арийские символы очень широко представлены в тибетской религиозной символике. В настоящее время в Тибете сосуществуют две религии — исконная тибетская религия «Бон» и тибетский буддизм, именуемый ещё ламаизмом, которые по своей этике и иконографии очень похожи. Среди «тибетских» религиозных символов мы видим свастику, агни, коловрат, огневик и даже «кельтский» трискелион — трёхногую свастику.
Среди славяно-арийских символов наибольшее распространение в Тибете, как в Индии и Китае, получила свастика. Её помещают над входом в святилища, на священные сосуды и мандалы — ритуальные предметы, в буддизме применяемые для медитаций — геометрические символы сложной структуры, которые интерпретируются, как модель вселенной, «карты космоса» и т.п.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|---|---|---|---|
Свастика на входе в тибетское святилище | Свастика на священном тибетском сосуде | Свастика на старинной тибетской мандале | Свастика на тибетской мандале | Свастика и коловрат на тибетской мандале |
Как мы уже говорили ранее, свастика широко используется в религии Бон, которую в Тибет принесли извне. Согласно одному из тибетских преданий, учение Бон 15-16 тысяч лет до н.э. было принесено Тонпа Шенрабом из страны «Олмо Лунгринг». В центре этой страны возвышалась гора, у подножия которой брали начало 4 реки, текущие в направлении четырёх сторон света. Напоминает Даарию, не правда ли? Конечно, никакой Даарии в указанное в предании время уже не существовало, да и сами датировки тоже дело ненадёжное. Но вполне допустимо, что какие-то осколки правдивой информации, хоть и сильно перекрученные, там остались. Предание говорит, что Шенраб «снизошёл с небесных сфер» и прекратил ритуальные жертвоприношения, которые тибетцы практиковали в то время.
Исторические хроники рассказывают, что, когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сронцзангампо в Тибет явились из Индии буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством — почитанием сил природы, не с шаманизмом — практикой вызывания духов, и даже не с культом мёртвых предков, а с продуманной, теоретически отработанной религиозной системой, носившей название Бон.
И всё же гораздо активнее свастику использовали и используют тибетские буддисты. Расположенные вокруг двойной ваджры (мифическое оружие Индры), свастики являются обязательным атрибутом трона тибетского ламы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|---|---|---|---|
Коловрат у Дворца Далай ламы в Потале | Свастика на троне ламы, дворец Потала | Свастика на троне ламы | Свастика на одежде тибетских монахов | Свастика на троне Далай-ламы |
Свастика украшает буддистские тибетские храмы и монастыри, как снаружи, так и внутри. Её наносят также и на ступы — монументальные сооружения в буддийской архитектуре для хранения реликвий, которые первоначально использовались, как сооружения на могиле царя или вождя.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|---|---|---|---|
Свастика, монастырь в Лангмуси | Свастика, монастырь в Лангмуси | Свастика внутри тибетского храма | Свастика в интерьере буддийского храма, Торонто | Свастика на ступе |
Свастика также используется для украшения вполне светских предметов декоративно-прикладного искусства и является одним из излюбленных элементов орнамента на тибетских коврах и ковриках для медитаций. Количество разносторонних свастик на одном ковре может доходить до 60.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|---|---|---|---|
Свастика на тибетском ковре | Свастика на тибетском ковре | Свастика на тибетском ковре | Свастика на тибетском коврике для медитации | Свастика на тибетском коврике для медитации |
Простые тибетцы тоже использую свастку в повседневной жизни. Скорее всего, в качестве охранительного символа, так же, как и простые индусы, китайцы и многие другие народы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
---|---|---|---|---|
Тибетская повозка со свастикой | Тибетская повозка со свастикой | Свастика на грузовике | Свастика на яке | Свастика на костюме тибетской женщины |