8. Всё с начала…

Рубрика: Хронология

Каменный город в Пермском крае

На Среднем Урале, на южной вершине 19-километрового хребта Рудянский Спой, в Гремячинском городском округе, недалеко от посёлков Шумихинский и Усьва, находится Каменный Город. Название было придумано туристами. Местные не используют это название. Жители близлежащих посёлков Шумихинского и Юбилейного называют это место иначе. Они называют его Черепахи – за удивительное сходство двух самых высоких скал с черепахами. Старожилам посёлка Усьвы, наиболее древнего селения этих мест, было известно другое название этого места – Чёртово Городище.

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае. Фото Марии Баевой

Каменный город в Пермском крае. Фото Марии Баевой

Название «Чёртово Городище» весьма широко распространено не только на Урале. На Руси так именовали нагромождения скал и камней, которые создать мог только чёрт. Но туристы назвали это место «Каменным городом», хотя назначение этого места могло быть всем, чем угодно. Они же и разделили его на Большой город, где и находятся каменные черепахи, и Малый, выделили там проспекты и улицы, нашли центральную площадь. Черепах тоже окрестили Большой и Малой, причём последняя больше похожа на птицу, за что от туристов она получила второе имя – Пернатый Страж.

Каменный город в Пермском крае. Черепахи

Каменный город в Пермском крае. Черепахи

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

По версии учёных, Каменный Город – это устье реки, впадавшей в Пермское море миллионы лет назад, именно этим объясняются красиво и ровно, под прямыми углами, выточенные камни, аккуратная их кладка и перпендикулярные друг другу «протоки» «устья», а также «пластилиновую» кладку.

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Люди, как для любого красивого уголка природы, придумали свою легенду. В ней говорится, что был в этих местах красивый город и жили в нём исключительно красивые люди в прекрасных домах. У главы поселения была слепая дочь, и, чтобы девушка смогла видеть красоту, отец обратился к колдуну. Тот зрение вернул, но за услугу обратил прекрасный город в камень. И теперь средь каменных домов гуляет только ветер.

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Каменный город в Пермском крае

Мы врядли когда-нибудь узнаем назначение этих тоннелей явно искуственного происхождения. Возможно, они были всего лишь внутренними элементами какого-то по-настоящему огромного сооружения, о назначении которого можно только гадать. А может, это было гигантское «бомбоубежище» или «ковчег». Возможно, наши предки к ядерной войне готовились. Увы, мы не можем ничего сказать по этому поводу. Оперируя понятиями современной нам реальности, мы просто не можем себе даже представить не только, как они это делали, но и зачем они это делали, а также, почему они делали так, а не иначе.

 

Чёртово городище в Екатеринбурге

На расстоянии 300 километров от Перми по прямой, в 25 км от Екатеринбурга, находится ещё один каменный город или так называемое «Чёртово Городище». Оно располагается в 6 километрах от посёлка Исеть и представляет собой одноимённую гору и впечатляющий гранитный «гребень» на её вершине. Гора находится на высоте 347 метров над уровнем моря, а «гребень» составляет последние 20 метров.

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Этот «гребень» или стена, вытянувшаяся с юго-востока на северо-запад, состоит из 10 башен различной высоты и массивности, которые отделены друг от друга вертикальными расщелинами разной длины и ширины. Башни покоятся на высоком постаменте, сложенном из гранитных плит. С севера она неприступна и обрывиста, с юга – более пологая, сложенная из гигантских ступеней-валунов, по которым легко можно взобраться на стену.

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Название этого место вполне понятно. Выглядит оно, скажем так, слишком неестественным, как будто было построено нечистой силой. Существует и легенда, по которой чёрт отстроил здесь какое-то сооружение, но затем отчего-то разозлился и всё разметал, осталась только стена. В недалёком прошлом это место пользовалось дурной славой у христиан. Во-первых, найти его было достаточно сложно, несмотря на высокие каменные башни. И только когда человек подходил к этому месту достаточно близко, каменная стена как бы неожиданно возникала среди густого леса «из неоткуда». Во-вторых, современные исследователи паранормальных явлений считают, что это место отностится к так называемым малоактивным аномальным зонам. Людям постоянно мерещится что-то рядом с горой, а по ночам мерцают какие-то странные огоньки.

Некоторые туристы рассказывают о случаях необъяснимой потери ориентации и блуждания «в трёх соснах». Человек вполне мог заблудиться, отойдя от лагеря метров на сто, причём его криков о помощи находящиеся в лагере не слышали, как и он не слышал их криков. Раньше это объясняли тем, что «нечистый кружил». Так случилось с третьей экспедицией Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ) 20 августа 1889 года. Они попали на место лишь на второй день, проблуждав весь предыдущий «вокруг да около». Кстати, создатель УОЛЕ, Онисим Егорович Клер, увидев это место в 1874 г., писал: «а не циклопические ли это сооружения древних людей?..»

А вот вогулы, обитавшие в этих землях до того, как русские снова пришли сюда, вершину с каменными башнями почитали священной и совершали здесь свои обряды, в том числе и магические, и приношения.

Существует и другой миф о том, что гора эта рукотворная и стоит на том месте, где когда-то ушёл под землю таинственный народ чудь (не путать с реальным финно-угорским народом). Что это за народ, не знает никто. Некоторые приравнивают этот древний мифологический народ к европейским эльфам и гномам. Однако Павел Петрович Бажов (1879-1950), русский фолклорист, который выполнил литературную обработку уральских сказов, рассказывает об этом народе иначе. В сказе «Дорогое имячко» он описал чудь, как «старых людей» – высокий красивый народ, который жил в глухих местах. Свои жилища, кои были необычны и красивы, он устраивали внутри гор. Он жил, почти не пересекаясь с другими народами. Люди эти не знали злобы и зависти, равнодушны к золоту и драгоценным каменьям. Встретившись с человеческой жадностью и жестокостью, они ушли на другое место, а всё золото и драгоценные камни положили внутрь горы, закрыв её до тех пор, пока кто-нибудь не назовёт «дорогое имячко». Но это произойдёт только, когда придёт время. «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдёт к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими…»

Другие легенды говорят, что чудь ушла под землю, в подземные города. О них рассказывали челябинской писательнице-сказительнице Серафиме Константиновне Власовой (1901-1972), продолжательнице дела П.П. Бажова, уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло – торная дорога была. Правда, кто её торил, неведомо – то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался…»

О том, когда вернётся этот народ, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями, говорил Н.К. Рерих в «Сердце Азии»: «…не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами…»

Учёные объясняют происхождение Чёртова Городища естественными причинами: мол, граниты, которыми сложены скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 миллионов лет назад. За это время горы подверглись сильному разрушению из-за перепадов температур, воды и ветра. И в резудьтате якобы образовалось такое природное образование. Они утверждают, что впечатление, которое создаёт его матрацевидная структура, что оно сложено из плоских плит – ложно.

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

Чёртово городище в Екатеринбурге

То есть, по их мнению, огромная, строго вертикальная стена на вершите холма, сродни оборонительным сооружениям древних, появилась просто потому, что на протяжении 300 миллионов лет её обдувал ветер и поливал дождик, которые, к тому же, обработали до плоского вида и валуны, что во множестве усеяли пространство вокруг стены до самого низа горы.

 

«Чёртово Городище» в Калуге

Самое интересное, что существует ещё одно «Чёртово Городище», за тысячи километров от уральского, на территории Европейской части России, в Калужской области. Находится оно в 6 км от посёлка Сосенский на территории национального парка «Угра». Известно оно тем, что тоже является слабой аномальной зоной – перестают нормально работать телефоны, фотоаппараты и GPRS. Вроде бы и НЛО там полётывают периодически. И легенда о его появлении тоже связана со строительной деятельностью «нечистой» силы. Вот как рассказывает о появлении недостроенной в глухом лесу мегалитической постройки одна христианская легенда.

«У обапольного православного мужичка была дочь-красавица. Полюбилась она чёрту и стал он свататься за неё, пристал к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро проведёшь: на то он и православный. Мужичёк подумал, подумал, да и говорит лукавому: «Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов – чтоб нам с тобой и не знаться более». Чёрт только ухмыльнулся и был таков. Думает «моя взяла». Посмотрел место – хвать-похвать, а камня на сто вёрст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился сердешный всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довёл, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно "Чёртово городище"».

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Не применём тут заметить, что правоверная христианская церковь, которая присвоила себе ведическое понятие «православная», относит к деятельности «нечистой силы». Оно и понятно. Крестившие Русь в греческую религию, называемую сейчас христианством, считали языческих богов порождениями дьявола и, соотвтественно, их капища они также называли нечистыми. Впрочем, как и всё, что было связано с нашим ведическим наследием и, что они не могли присвоить себе, как присвоили себе ведические храмы, превратив их в христианские церкви, тем самым поменяв их назначение на прямо противоположное. Там, где люди просвещались знанием, из них стали делали безмозглых «овец господних».

Точно так же поступили и с нашим языком. Первоначальный, светлый смысл заменили на противоположный. Так «крамолу» из обращения к солнцу, свету, знаниям (к-Ра-мола) превратили в смуту, мятеж, измену (см. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля). Кощунство (правильное написание кощюнство) из рассказывания древних священных сказаний превратили в его противоположность – святотатство. Снова обратимся к словарю В. Даля: «КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить…» Веру – просветление знанием; превратили в религию. Ведьму – Ведающую Мать, то есть женщину, успешно взрастившую шестнадцать детей в родовой традиции, превратили в зловредную колдунью. И так далее.

Но вернёмся к Городищу в Калужской области. Место и впрямь загадочное. Доподлинно неизвестно, кто, когда и зачем его построил, а также, каким образом. Как можно выстроить стену из огромных камней, каждый из которых не смогла бы поднять и тысяча человек? Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены. Как и зачем сверлили «чёртовы пальцы» (камни со множеством дыр) и «чёртов колодец»? последний представляет собой шестигранное углубление, в котором скапливается вода, считающаяся целебной. На вопрос: «зачем?» возможный ответ даёт А. Платов в своей книге «Мегалиты Русской Равнины»: «Целебными свойствами практически по всей Европе наделяется росная или дождевая вода, собирающаяся в углублениях, почитаемых камней. Однако многие такие камни в целом считаются приносящими исцеление или дарующими плодовитость женщинам.

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Таков, например, известный Девий камень в Коломенском (ныне на территории Москвы), к которому ещё и в наше время приходят женщины, желающие исцелиться от тяжёлой болезни или забеременеть: считается, что для этого нужно посидеть на камне, а уходя, оставить на нём конфету, монету, цветок или какую-либо другую небольшую жертву. Таков Киндяковский камень на севере Московской области, исцеляющий детей от неизлечимых болезней, для чего необходимо обмыть и напоить их водой, «скаченной» с камня (подробнее речь о Киндяковском камне пойдёт в следующей главе). Целебными и, главное, плодородными свойствами обладает знаменитый Синий Камень на берегу Плещеева озера в Ярославской области. В Литве близ деревни Нерушелю некогда находился напоминающий по форме женский торс камень, который помогал забеременеть бездетным женщинам. В той же Литве имеется несколько камней с именем Мокас, которые считаются воплощениями ушедших в Иной Мир предков; литовские женщины верили, что та, которая хочет родить ребёнка-витязя (лит. Витис), должна оставить на таком камне рубашку».

А как вырубали систему пещер в скалах Чёртового городища? Есть свидетельства о том, что в начале 1930-х годов пещеры, уходившие в толщу песчаника, были взорваны, входы в подземелья завалены. Непонятно, откуда там взялись реликтовые, доледниковые формы растительности – папоротники многоножки и светящиеся мхи, ареал произрастания которых находится за тысячи километров от Калуги – в Карелии. Современные же учёные считают его крупным святилищем вятичей, летописным Дедославлем, святилищем бога Свентовита. То есть, самое раннее, они датируют это место I в н.э.

Приведём познавательную статью Андрея Александровича Перепелицына, журналиста, члена Русского Общества Спелеологии и Спелеонавтики, Международной Уфологической Ассоциации, организатора Общественной группы по изучению тайн и загадок Земли «Лабиринт», «Российский Стоунхендж?», напечатанной в Приокской газете №6 28 февраля 1997 года.

«Чёртов Город (ЧГ) – это высокий холм с беспорядочно нагроможденными на его вершине и склонах глыбами песчаника. Западный склон холма представляет собой крутой обрыв, обнажающий скальное основание горушки. Здесь можно видеть несколько неглубоких пещерок, точнее, гротов. В самом большом из них могут разместиться несколько человек. В урочище встречаются несколько редких видов растений, два из которых уникальны – это папоротник многоножка и мох шистостега. На любого посетителя «ЧГ», забредшего сюда в тёплое время года, покрывающие голые камни и свисающие с отвесных стен ажурные ваи многоножки обязательно произведут впечатление, а уж если ему повезёт, наш экскурсант приедет в подходящее время и увидит в пещерках светящийся мох, воспоминания об этом останутся навсегда! Сама по себе шистостега свет не излучает, но её проростки «работают» так же, как кошачий глаз: собирает слабый свет.

Говорят, что легенды о неуловимых сокровищах гномов вызваны именно светящимся мхом: зайдёт старатель в пещеру, нагребет груду сверкающих самоцветов, а при дневном свете они «обернутся» горстью булыжников, покрытых микроскопическими проростками мха. Для учёных остаётся загадкой, откуда появились на «ЧГ» эти растения? Шистостега изредка встречается в Европе, ближайшее же место, где растёт многоножка – Карелия. Как оказалась она на Чёртовом, за тысячи километров от основного ареала? Предполагают, что ледник обошёл высокий холм «ЧГ», и растения эти сохранились с доледниковых времён.

У историков и археологов свой интерес – Чёртов Город является городищем в прямом смысле – раскопки показали, что ещё в начале нашей эры здесь было укреплённое поселение. До сих пор можно видеть на вершине холма вал и ров, угадываются проём ворот и древние подъездные пути. Даже фольклористам помогло «ЧГ» – ещё в прошлом веке в окрестных поселениях были записаны варианты легенды, связанной с этим местом, о девушке, обманувшей Чёрта. Предание говорит, что девушка, устав от домогательств Чёрта, согласилась выйти за него замуж при условии, что «суженый» построит за ночь свадебный замок. Собрал Чёрт всю окрестную нечисть и принялся за дело, да только обманула его невеста – разбудила задолго до рассвета петуха, тот и прокукарекал. Решил нечистый, что срок вышел, и остался дворец недостроенным. Словом, место уникальное, и «по заслугам» его уже давно объявили памятником природы всероссийского значения, а недавно оно включено в границы национального парка «Угра».

Описания «ЧГ» прошлого века разительно отличаются от современных. Люди XIX века видели там не просто хаотическое нагромождение камней, а искусственное сооружение, находящееся на вершине горы. В книге «История церкви в пределах Калужской губернии» читаем: «...здание (из огромных камней) выложено до середины окон. Вокруг лежат такие же камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля». К сожалению, подробного описания со схемами и размерами этого «здания» пока найти не удалось. Тем не менее, два источника конца прошлого века одинаково описывают стоящее на вершине холма «подобие какого-то дома». Стены его были выложены из гигантских камней, внутри и вокруг них росли деревья, а к одной стороне было пристроено что-то «вроде крыльца» также из больших камней. Прямо под постройкой находилась глубокая пещера с длинными ходами, которые, по легендам, тянулись аж до Доброго монастыря, что под г. Лихвином.

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Чёртово городище в Калужской области

Никаких сведений о назначении и времени строительства этого сооружения ни в письменных, ни в устных источниках нет (За исключением легенды о сватовстве Чёрта). Мне, по крайней мере, их найти не удалось. Краеведы XIX века надеялись, что потомки их исследуют загадочную постройку, однако этого сделано не было. Более того, пропала она сама! Уже в начале нашего века упоминания о ней исчезают. Я много раз цитировал описания «ЧГ» научным работникам разного профиля, и почти все были единодушны: раньше люди были тёмные, принимали за творения человека природное нагромождение камней. Видимо, считать так проще всего, однако никто из моих собеседников не смог выполнить просьбу: указать в районе «ЧГ» место, хотя бы отдалённо подходящее под описанное в прошлом, или просто похожее на искусственное. Его нет! Неужели все, посещавшие в прошлом «городище», были идиотами, в том числе и автор «Калужских губернских Ведомостей», писавший в 1891 году: «...Предположить же что-либо самородное никак нельзя, так как ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил».

Раз уж молчит официальная наука, за дело взялись любители – «аномальщики». Ещё несколько лет назад мы опубликовали старинные описания «Замка дьявола», провели целый ряд экспедиций на «место действия», поговорили с местными жителями. Работа ещё далеко не окончена, однако, многие вопросы прояснились.

Невероятно, но все заинтересованные лица и организации в Калуге ничего не знают о добыче камня на Чёртовом, в последний раз осуществлявшейся в начале 50-х годов. Документов об этом нет, разрешение на работы не давали – следовательно, и не было. Такова логика. Всё же старожилы окрестных поселений, не сговариваясь рассказывают, что, когда для строительства понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на городище. Заложили заряды, взорвали их, вывезли несколько тракторных тележек камня, как вдруг пришло указание самодеятельность прекратить: оказалось, что камень для производства щебня не подходит. Нам удалось найти довольно много людей, работавших на добыче камня – все они работники низового звена: бульдозерист, бригадир, лесник, рабочие... Попытки навести справки у местного «начальства» оказались безуспешными – нас вновь уверяли, что никаких горных работ на «ЧГ» не было. Не берусь утверждать наверняка, однако сложилось у меня мнение, что кое-кому не выгодно разглашать сведения о разрушении уникального места. Во всяком случае, я склонен верить простым людям.

Что же было, по их словам, на «Чёртовом» до его окончательного разрушения?

Прошло более 40 лет, все наши информаторы уже «в возрасте», и память их подводит. Тем не менее, нам описывали огромные камни, размером с дом, стоявшие на холме и окружённые кольцевым рвом, рассказывали о каменном кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее, ведущей с холма. Почти все собеседники помнят обширные подземные коридоры – образующие сложный лабиринт, они вели вглубь горы и, похоже, были вырублены искусственно. Высота их была метра два, а пройти подземелья до конца не удавалось никому – виной тому был не только страх, но и ядовитый газ, заполнявший глубины. Но всё же очевидцы помнят каменные столы и лавки, ступени, ведущие вниз.

Подчеркнём, что ничего общего с существующим небольшим гротом старые подземелья не имели – вход в них находился ниже, взрывник, уничтоживший его, много раз собирался показать нам завал – однако мешали этому то болезни информатора, то отсутствие у нас транспорта. В ноябре прошлого года события пришли к логическому концу – последний, возможно, человек, точно помнящий местоположение входа под землю, умер...

Были на «ЧГ» и настоящие наскальные рисунки, судя по всему, не имеющие ничего общего с современными автографами типа «Здесь был Вася». Говорят, ещё недавно на некоторых камнях можно было увидеть изображение ладоней и стоп. Короче, уничтожено много, но вот «Замка Чёрта» никто не помнит. В чём дело? Недавно мы нашли старожилов утверждавших, что взрывы сорокалетней давности ничто по сравнению с работами тридцатых годов, когда в течение полугода из урочища возили камень для строительства железной дороги. Есть указания, что брали песчаник с «ЧГ» и ещё раньше – в начале века. Что имеем, не храним...

Вернёмся к «ЧГ», Один удивительный камень здесь сохранился. Лежит он на верхней площадке холма и представляет собой плиту, усеянную углублениями. «Чашки» в данном случае естественного происхождения – следы окаменевших камней, однако и местоположение камня, и данные раскопок – обнаруженные вблизи него древнее кострище и черепки позволили калужскому археологу О.Л. Прошкину высказать предположение о культовом характере камня – здесь совершались религиозные обряды, и наличие такого культового места косвенно подтверждает возможность существования здесь древнейшего мегалитического комплекса.

Властям, равно и дирекции нацпарка, давно пора поставить урочище под охрану – кто только не тусуется на нём: от бардов до (по рассказам козельских милиционеров) сатанистов. И все оставляют «следы цивилизации» – кострища и консервные банки, не говоря уже о надписях на камнях. Надеемся на помощь спонсоров и научных учреждений – прежде всего, необходимы транспорт, геофизическая аппаратура, газоанализаторы.

Но самое главное – мы ждём отклика всех, кто был на Чертовом Городе до семидесятых годов, ждём информацию от тех, кто принимал участие в горных работах. Сделанного не вернёшь, но давайте хотя бы точно установим, что было на «ЧГ» раньше. Отзовитесь, рабочие и инженеры, добывавшие там камень, откликнетесь их потомки и просто знакомые – время идёт, и нельзя допустить, чтобы вместе со старожилами исчезла и память об удивительных сооружениях».

Однако, вернёмся в Сибирь, на Урал.