Подземный меридиан

Глава 5

Прошло несколько дней. Как-то вечером, закончив работу, Андрей пошёл к черному ходу театра в надежде встретить там Марию. Проторчал у подъезда до поздней ночи, но Мария не появилась, видимо, она ещё после отпуска не приступила к работе. Хотел было зайти в служебное помещение спросить артистку Березкину, но побоялся возбудить кривотолки и в двенадцатом часу ночи, когда все артисты разошлись по домам, побрёл к себе на квартиру.

Наутро явился Андрей в институт раньше времени, с твёрдой решимостью позвонить Марии. Из телефонной книги он выписал трёх Берёзкиных, стал звонить. Это оказались Берёзкины, да не те. Он бросил бумажку с телефонами, подошёл к столу, заставленному приборами, инструментами, блоками его новой машины. (Папиашвили позволил все нужные части, инструменты и материалы перенести из цеха сюда, в комнату, велел большой стол у окна поставить; и комната превратилась в мастерскую. Мог ли Андрей мечтать о таких условиях! Саня Кантышев, Петя Бритько хоть и в цехе остались, но приказом директора освобождены от всех дел и включены в группу электроников — оказались в распоряжении Андрея.)

Андрей позвонил по телефону в цех — Кантышеву:

— Саня? Ты!.. Чего делать собираешься?.. Схему датчиков нащупал?.. Голова же ты, Санька, — Ползунов!.. Да тебе за этот датчик Селезнёв перед конторой памятник поставит; он меня сто раз спрашивал: будет ли помощник диспетчера летучее тепло в лаве обнаруживать? В смысле безопасности это у них проблема номер один. Знаешь?.. Да ты всё знаешь. Помог бы мне в одном деле. Нет, личное дело. Ну да ладно, потом. — И положил трубку — он хотел было сказать: «Не могу найти одну женщину», да вовремя удержался: зачем выбалтывать сокровенное?..

Андрей глубоко вздохнул. Включил паяльник, придвинул к себе деталь со множеством торчащих во все стороны проводничков. Поместил деталь на своё место в блоке, примерил, как будет закреплять её, удобно ли припаивать проводничок. Ожидая, когда нагреется паяльник, вновь задумался о Марии. Не заметил, как растворилась дверь и в комнату вошёл Денис Баринов.

— Здорово, Андрей!

Самарин вздрогнул:

— Чёрт! Ты можешь так напугать до смерти.

— Ты когда освободишься?.. У нас много дел в городе, мы помотаемся, а в конце работы заедем за тобой. Есть предложение пообедать в ресторане «Дружба». Договорились?.. Отлично!

Каждую фразу Денис припечатывал жестом руки, давая понять, что рассуждать больше нечего. Он вообще по поводу всяких застолий, пирушек говорил с Андреем резко, не позволяя тому возражать. В таких делах иначе с Андреем нельзя. Со своим полным равнодушием к спиртному он мог на корню завалить любую застольную инициативу. Так и на этот раз. Прежде чем Андрей сообразил что-либо, Денис тряхнул его за руку и, ссутулив могучие плечи, зашагал по коридору к главному входу, где его ждал начальник шахты Селезнёв.

Проводив Дениса, Андрей вновь принялся за работу. До обеда его никто не беспокоил, и он «вписал» очередную деталь в блок машины. После обеда решил зайти к Папиашвили, попросить разрешения не сдавать сегодня очередную порцию технических описаний — злополучные две страницы.

— У меня к вам просьба, Леон Георгиевич.

— А-а... дорогой, проходи, пожалуйста. Что за просьба — говори смелей. С удовольствием буду слушать. Две странички? Какой пустяк! Вчера ты восемь дал, а позавчера десять. Хорошо пишешь, в том же духе давай. Борис Фомич очень доволен. Спасибо велел передать. А ещё просил извинения, что не заходит к тебе, и не говорит, и видит редко. Он очень занят. Ты не обращай внимания — со мной дело имей. Мы всё можем, у нас всё есть.

Папиашвили вышел из-за стола, взял Самарина за руки. Он говорил громко, и оттого речь его казалась ещё более приветливой, дружеской. Спросил, между прочим, о здоровье отца Андрея, известного в республике металлурга, просил передать ему привет:

— Старик должен меня помнить, я бывал на заводе, не однажды бывал.

Потом Леон Георгиевич раскрыл шкаф, стоящий у двери, вынул оттуда папки, кипы каких-то бумаг, документов. Всё в шкафу разложено по полочкам, над каждой секцией надпись: что и когда положено, — во всём порядок идеальный.

Папиашвили протянул Самарину увесистую кипу бумаг:

— Вот тут дела бывшего сотрудника — того, чьё место ты занял. Старик, к сожалению, умер, не завершив ни одного дела. Тут график прохождения документов, входящих в лабораторию, и даже диаграмму старик вычертил — аккуратный был сотрудник, земля ему пухом, очень обстоятельный старикашка...

Папиашвили торжественно, как нечто дорогое, заветное, передал Самарину документы — частью пожелтевшие от времени, но все подшитые, пронумерованные, как и положено в образцовой конторе. Сказал Андрею:

— Между делами заглядывай сюда — и бумажки всякие аккуратно подшивай. Каждому документу в диаграмме место укажи, чтоб и графическое движение видно было. «Порядок разгружает разум» — не забывай!

— Леон Георгиевич, а когда же...

— Ну вот уже и запела пташка знакомые песни, — поднял над головой руки Папиашвили. — Сейчас могу продолжить твою песню: когда же я своей машиной буду заниматься и вообще научными делами?.. А у меня ты не спросил, когда я буду заниматься научными делами? И никто не спросит, никому и дела до моих научных интересов нет. Папиашвили образцово наладил документацию в лаборатории, Папиашвили аккуратист, дока... Он при нужде институт может выручить. Справку для директора, отчёт в министерство — кто всё это сделает? Опять же Папиашвили! Опять же он, этот несчастный, незаметный, никакими рангами в науке не отмеченный труженик. Вечный, безответный заместитель. Словом, и не возражай, решай две задачи, как одну.

Самарин не стал противоречить начальнику, взял у него бумаги. Однако про себя решил, что с бумагами он возиться не станет, а если Каиров и его заместитель будут его принуждать к тому, выскажет им прямо свой взгляд на всякого рода бюрократию.

До конца рабочего дня Самарин читал книгу «Новейшие электронно-вычислительные устройства». А когда вышел из института к нему, как к директору, подкатила бежевая «Волга» начальника шахты Селезнёва. Андрей сел в машину. «Волга» катилась по главной улице города, свернула на Академический проспект и у ресторана «Дружба» остановилась.

Самарин не успел выбраться из машины, как перед ним, точно из-под земли, вырос сам Селезнёв:

— Андрей Ильич! Рад видеть!

В голосе начальника шахты Андрей уловил несвойственную для резкой натуры Селезнёва заискивающую ноту. «Видимо, очень нужна им моя машина, — подумал Самарин. И тут же про себя решил: — Постараюсь им направить опытный экземпляр. — Потом, улыбнувшись своим мыслям, заключил: — Если, конечно, из моей затеи что-нибудь выйдет».

— А где Денис? — спросил Андрей.

— Поехал на шахту. Там у нас подъёмная машина закашляла, могут добычу сорвать.

Как и все горняки, Селезнёв в слове «добыча» нажимал на первый слог.

Шли по правой стороне широкой Университетской улицы. Начинался вечер. Природа разлила вокруг тёплую тихую благодать, какая, наверное, бывает только в городах юга Украины. Струйки дыма на терриконах змейками тянулись вверх, увлекая в высоту едкий перегар тлеющей породы. Колёса подъёмных машин на шахтных копрах вращались так резво, что спицы едва различались в синеватой дымке.

Возле кинотеатра «Звёздочка» было много людей. В нарядной толпе Андрей неожиданно заметил знакомый силуэт. Вначале не поверил глазам, но сомнений быть не могло — это была Мария. Он уже хотел подойти к ней, но как раз в эту минуту Селезнёв закричал:

— Мария Павловна! — и поднял вверх руку.

Женщина обернулась. Некоторое время стояла в нерешительности, затем двинулась через дорогу. Селезнев пошёл к ней навстречу.

«Они знают друг друга», — подумал Андрей с некоторым облегчением.

Как со старым приятелем Мария поздоровалась и с Андреем.

— Степнянск не так велик, чтоб разминуться в нём, — сказала она, подавая руку Андрею.

— Вы знакомы? — спросил Марию Селезнёв.

— Да, мы познакомились на курорте.

Сказала просто, давая понять, что не придаёт значения их знакомству, а потому и не делает из этого тайны. Но Андрей с радостью заметил влажный блеск в её глазах, почувствовал тревожное беспокойство в её голосе.

— Раз уж вы нам попались, то мы вас, — галантно заговорил Селезнёв, — не отпустим без обеда.

— А я и не вздумаю сопротивляться, — в тон ему заговорила Мария. — Только... — Мария взглянула на часы, — в моём распоряжении полтора часа.

— Пожалуйста! — Селезнёв сделал широкий жест, приглашающий войти в ресторан.

Мария с нескрываемым любопытством и приятным изумлением взглядывала на Селезнёва. Она всё время улыбалась, покачивала головой, но не смущалась, а, наоборот, как показалось Самарину, вела себя легко и свободно, даже чересчур свободно.

Селезнёв шёл впереди. Нагнувшись к Марии, он правой рукой деликатно касался её локтя, а левой предлагал любой из свободных столов.

Ресторанный зал недавно построенной гостиницы «Дружба» не блестел хрусталем люстр, не давил глаз тяжестью лепных украшений. Здесь всё было на современный лад: лёгкие, светлые занавески, разноцветье синтетических плафонов у потолка. Одно только портило вид: массивные квадратные колонны громоздились по всему залу, скрадывая простор и желанную лёгкость.

Заказывал Селезнёв, заказывал широко, с размахом, как и всё, что он делал. Мария, с которой он обсуждал каждое блюдо, старалась сдерживать его пыл, но от этого начальник шахты лишь ещё больше распалялся. Потом болтали на разные темы, в том числе о делах, к которым Мария, как заметил Андрей, не оставалась равнодушной.

— Хорошо работает ваш приборчик, — говорил Андрею Селезнёв, — а если бы ещё и новую вашу машину заполучить... Мы, Андрей Ильич, надеемся на вас. У нас по статье на науку много денег имеется. Помощь нужна — пожалуйста, опыт нужно ставить — к вашим услугам. Вы же знаете нашу шахту — вдоль и поперёк её излазили.

Начальник шахты украдкой взглянул на Марию, словно опасаясь, как бы та не заскучала от такой деловой темы. Но Мария слушала со вниманием. Она и смотрела больше на Селезнёва, и задавала вопросы чаще ему, и просила продолжать, если тот вдруг обрывал беседу.

— Нет, нет, вы, пожалуйста, говорите. Вы же знаете, как мне интересно всё, что касается вашей шахты.

Селезнёв пояснил Самарину:

— Наш театр пьесу о шахтёрах ставит, так Мария Павловна дважды приезжала к нам на шахту и в бариновскую лаву спускалась.

— Так вы и Дениса Баринова знаете? — спросил Андрей, не скрывая радостного изумления.

— Видела в лаве, в работе — чёрного, как негр.

— Да, в тот день у него была запарка. Кровля дурила, — пояснил Селезнёв.

— Лава, Денис Егорович и вся его бригада... — сверкая повлажневшими глазами и вся воодушевлённая, говорила Мария. — Всё было так здорово и необыкновенно. Меня перед тем крепко напугали крутизной пласта, и в первые минуты я трусила, но потом... Когда я увидела машины и людей... И Денис Егорович. Он так посмотрел на меня из-под белого шлема... Потом протянул ко мне руки и сказал так спокойно и хорошо: «А вы не бойтесь, здесь все свои люди». А мне даже почудилось: «...и все вас любят». Да, да, всё было, как в сказке. Такие впечатления на всю жизнь.

Как артистка, Мария обладала искусством наблюдать за собой со стороны и сейчас была довольна тем, как ведёт себя с Андреем, как говорит с ним и как на него смотрит. Внутренний голос ей говорил: «Он — судьба твоя». Но именно сейчас она бы не хотела думать об этом и, тем более, выдавать наружу свои чувства.

Она ушла от Каирова — переселилась в другую квартиру, начала новую жизнь, — и, конечно же, Самарин к этому её шагу никакого отношения не имеет. «Будь я с ним знакома или не знай я его — всё равно поступила бы так, а не иначе», — говорила она себе и старалась приглушить внутренний голос, который хоть и не громко, но настойчиво повторял: «Он — судьба твоя, судьба...»

— Вы кого играете сегодня? — обратился Селезнёв к Марии.

— Приходите на спектакль — увидите, — уклонилась от ответа Маша.

— Придём непременно, — пообещал Селезнёв. И повернулся к Самарину: — Придём, Андрей Ильич? Вот тогда ты увидишь, что за артистка Мария Павловна. Я только ради неё и хожу в театр. Нет, я правду говорю, без всяких шуток, Мария Павловна. Вам и шахтёры скажут. Я, как только посмотрю спектакль с вашим участием, так мягче и добрее становлюсь. Жене своей всякие слова ласковые говорю, шахтёрам благодарности объявляю. Так на меня ваша игра действует. Впрочем, если бы вы не играли, а просто появлялись на сцене, я и тогда бы в театр ходил. Я как тот интендант, про которого мне рассказывал один из приятелей. Но нет, вам я этой истории не поведаю.

— Ну почему же? — спросила Мария.

— Нет, нет, рассказ банальный — не для вашего слуха.

— А вы всё-таки расскажите, — не отступалась Мария.

— Ну, если вы просите — так слушайте. В освобождённой Полтаве солдаты ставили пьесу. В чём воевали, в том и играли. Пели под гитару, плясали под балалайку. А когда наступал антракт, выходила под занавес цветочница. Сидела с корзиной цветов — весь антракт! Красавица! Шея, профиль — богиня! Старый интендант — из гражданских, мобилизованных — смотрел на неё во все глаза. А когда цветочница удалялась и начиналось очередное действие, интендант засыпал.

Но поскольку он был из присутствующих самый старший начальник, то после спектакля к нему подошёл режиссёр и спросил: «Как, понравилась постановка?» — «Ничего играли ребята, недурно», — ответил интендант. «А что вам особенно запечатлелось?» — «Всё хорошо, — повторил седой интендант. — Играли как надо, вроде, взаправдашних. Опять же, и пели ладно. Только вот они, по-моему, зря всё это представляли. Лучше бы им ту, с цветами-то, девицу на сцене посадить да через каждые полчаса её поворачивать. А так — ничего, хорошо играли ребята».

Маша засмеялась, качнула головой, вскинула правую бровь. Подумала: «Старик, старик, а женскую красоту понимает». Селезнёв, взглядывая на её профиль, казалось, порывался сказать: «Вам тоже можно никого не представлять, а сидеть на сцене и через каждые полчаса поворачиваться. И даже цветов не нужно». Но, конечно, ничего подобного он Марии не сказал.

Андрей не смотрел на Марию. В сущности, пустяшный, ни к кому не относящийся эпизод, рассказанный Селезнёвым, разбередил в нём тревогу, зародившуюся ещё там, на море: Мария замужем, у неё семья. Как-то сложатся их отношения?

О том, что Мария может отвергнуть его любовь, он не думал. Об этом Андрей не мог думать ещё там, на море, в нём созрела решимость быть с этой женщиной вместе. Теперь же, встретив её в родном городе и найдя ещё более юной, яркой, привлекательной, он потянулся к ней с новой, неодолимой силой.

Загремела музыка джаза: оглушительно и трескуче ухнул барабан, истошно заголосила труба — все невольно повернулись в сторону музыкантов и смотрели на них с улыбкой и удивлением. Четыре бравых парня на маленькой сцене, казалось, задались целью соединить вместе гром, водопад и бурю; какофоническим шумом они задавили песню, и только ритм, выживший кое-как под натиском ярко одетых музыкантов, слабо указывал на знакомую мелодию, побуждал людей к танцам.

Встал и галантно раскланялся перед Марией Селезнёв:

— Приглашаю вас!

Мария поднялась и пошла с Селезнёвым на середину зала.

«Взглянёт она на меня или не взглянёт?» — думал Самарин.

Мария взглянула на Андрея просто, без всякого значения, как бы говоря: «Ну что поделаешь с вашим начальником шахты? Мне и не хотелось бы, а приходится идти танцевать». И Андрея вдруг обожгла мысль: «А что, если не сладится, не полюбит меня Мария?..»

И он стал перебирать в памяти всё, что там, на море, при первом знакомстве, говорил Марии; всё ли в их отношениях было прилично, достойно, не было ли поспешных, наивных признаний, — нет, кажется, ничего такого не было. И слава богу! Она хоть не может меня презирать — и на том спасибо.

Мария, сопровождаемая Селезнёвым, вернулась к столу и не стала садиться, а со словами: «Спасибо вам, мне пора», подала Андрею руку. Селезнёв тоже заторопился: он хотел подвезти Марию на машине. Выходя из ресторана и придерживая Марию за локоть, шепнул Самарину:

— Приходи на спектакль. Баринов тоже будет.

Уже из машины Мария приветливо махнула Андрею рукой. Он улыбнулся ей, поднял руку и свернул в безлюдный переулок, по которому можно было спуститься к озеру. Отчасти он шёл сюда машинально, потому что надо же было куда-то идти, но в то же время именно сейчас ему хотелось остаться наедине с собой, обдумать своё положение, как ему быть дальше.

Он одно только знал для себя твёрдо: без Марии для него нет жизни. Андрей вспомнил, что с тех пор, как встретил Марию, он меньше стал думать о машине, даже к друзьям будто стал холоднее, а к отцу, которого не видал со времени отъезда на курорт, ещё и не заявлялся. Мария, словно солнце, ослепила ему глаза и заслонила собой мир, вывела из равновесия.

Говорят, любовь возвышает, почему же Андрей стал вдруг испытывать недовольство собой? Ну что за личность, Андрей Самарин! Он даже институт никак не может закончить. А что до дел его — все они в мечтах и планах. И неизвестно, выйдет ли толк из его затеи с «советчиком диспетчера»?.. «Ну ничего, — успокаивал он себя, — теперь я войду в колею и снова буду много работать, я сделаю такую машину, которую возьмут на все шахты, внедрят во всех угольных бассейнах и, может быть, в других странах».

Самарин не страдал тщеславием, но сейчас мысль о возможной известности была для него приятной, казалась реальной и даже необходимой. И тут нет ничего предосудительного, внушал ему внутренний голос, всё естественно и логично: если ты трудишься, ты должен пользоваться плодами своего труда.

«Разумеется, разделю авторство с ребятами, но они и сами считают меня творцом машины, они ещё, чего доброго, назовут машину моим именем. Говорит же Саня Кантышев: «Машина Самарина». И даже статью куда-то писал. Что ж, я не стану противиться, я разделю с ними авторство, но, если они сами будут называть СД-1 машиной Самарина, не буду возражать против этого».

Мысли об авторстве, славе звучали в нём как бы двумя голосами: один голос был наружным, смелым — этот не боялся своего звучания; другой шёл изнутри и был робким, негромким; этот второй настойчиво твердил Самарину: она ещё услышит о тебе, узнает, кто ты есть и что ты за человек. Ты, конечно, не артист и не красавец и не имеешь каких-то особенных внешних данных (тут он неожиданно подумал: какие есть у твоего мужа), но она узнает и моё имя, услышит о моих делах.

Занятый этими мыслями, он не заметил, как пересёк несколько улиц и очутился на берегу озера. Сел на камень, привалился спиной к старому кривому тополю и смотрел, как над ослепительно белым зеркалом воды лениво вьются прозрачные мухи. Не сразу сообразил, что это не мухи, а пушинки тополя летят над водой. Время от времени над озером появлялись бабочки; эти летали неровно, импульсами, точно кто-то невидимый дёргал их за ниточку.

Андрей снял пиджак, лёг на траву и закрыл глаза. Лежал до тех пор, пока не пришёл к нему сон. Когда проснулся, то вспомнил: в восемь начало спектакля. Накинув на плечи пиджак, пошёл напрямик к театру: «Я должен, я должен с ней говорить! Сегодня же, после спектакля», — убеждал он себя почти вслух.

У касс Самарина ждали Селезнёв и Баринов.

— Вот тебе билет — Мария Павловна передала, из своих, служебных, — ворчливо встретил его начальник шахты.

— Мне?!

— И нам тоже! Чем же мы хуже тебя!

...Гул зала, словно пчелиный рой, затихает. По коврам раздаются торопливые шаги запоздавших зрителей. «Позвольте пройти!», «Извините, пожалуйста». И снова тишина. Её нарушает лишь нестройный хор вырывающихся из оркестровой ямы звуков — там пробуют и настраивают инструменты.

Зритель любит эти минуты ожидания. В такие минуты и люди, находящиеся в зале, сродни артистам. Ведь они пришли не только посмотреть, но и показать себя. Все они, и в первую очередь женщины, прежде чем сесть в эти кресла, долго и тщательно наряжались дома, потом в театральном вестибюле прихорашивались перед зеркалом, затем в ожидании звонков важно и торжественно ходили по кругу.

На них смотрели знакомые и незнакомые люди, им говорили комплименты, они приятно улыбались. Дамы уверились в том, что выглядят хорошо, молодо, красиво, что такими красивыми они будут оставаться долго, может быть всегда. Именно поэтому теперь, в последние минуты ожидания, так беззаботны и счастливы их лица, таким восторгом светятся глаза.

Приподнятое чувство ожидания чего-то важного, необыкновенного владело и Андреем. Он сидел в пятом ряду возле Селезнёва. Денис был впереди — не поворачивался к ним. Положив сильные, загорелые руки на колени, ждал открытия занавеса.

Спектакль начался необычно: занавес открылся, но артистов на сцене не было. Первый актёр появился не на сцене, а вышел из зрительного зала. Раздалась песня:

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Все повернулись назад. Андрей только теперь заметил фанерное возвышение в проходе между креслами: по нему на сцену, освещаемый светом красноватого фонаря, шел седой мужчина в слинялой гимнастёрке, видно, отставной командир.

Нас оставалось только трое...

Руки его безвольно свесились над оркестровой ямой. Бывший военный, покачиваясь во хмелю, с минуту стоял спиной к зрителю, затем медленно повернулся, сощурил глаза, словно отыскивая знакомых, позвал:

— Санька!.. Наточка!.. Тишина. Бросили отца, неблагодарные!..

Он смотрел на людей, сидевших в первых рядах, укоризненно покачивал головой, словно в чём-то обвиняя зрителей, надрывно, глухо бубнил:

— Бросили, забыли. А я помню. Всё помню!.. И как горели берёзы, стонала земля — помню! А они... отца бросили.

В глубине сцены яркой голубой лентой тянулась река. У дебаркадера плескались волны, в стороне от пристани в лучах яркого солнца отливал золотом песчаный берег. Там, у лодки, возился человек.

— Санька!..

— Что тебе?.. — зазвенел чистый юношеский голосок. И тотчас на берегу появился юноша — стройный, с медно-рыжим лицом. Он держался от отца на приличном расстоянии и смотрел на него с недетской затаённой тревогой.

— Иди сюда, шельмец! Где шляешься, почему дома не живешь?..

— Пил бы поменьше!

— А-а!.. — закричал отец и швырнул в мальчика ведро.

Того и след простыл.

Денис повернулся к Самарину, шепнул ему на ухо:

— А ведь этот паренёк-то — она, Мария!..

Самарин словно очнулся: «Да, конечно, это была она».

«Травести» — вспомнил обронённое ею однажды слово. Тоже — искусство. И, должно быть, немалое.

Селезнёв, Денис и Андрей нетерпеливо ждали появления мальчика, но тот, прыгнув с берега куда-то вниз, исчез и больше не появлялся.

Мария появилась на сцене ещё в конце третьего действия. На этот раз она играла девушку; явилась перед тоскующим отцом под руку с молодым человеком, очевидно мужем. Она была необычайно хороша — грациозна, красива. Чуть заметной золотинкой искрились в лучах фонарей её волосы.

Самарину показалось, что Мария краем глаза взглянула в зал — на него, Андрея. Да, да, это несомненно. Андрей перехватил её взгляд.

— Благослови нас, папа. По русскому обычаю...

Отец поднялся, прислонился спиной к дереву. Теперь все видели его благородное, освещённое глубокой думой лицо.

Он подошёл к Марии, взял её обеими руками за голову, долго смотрел в глаза. Потом отошёл в сторону, смотрел на неё издали.

— А я тебе не отец.

Мария вздрогнула, подалась назад. К лицу подняла ладони, словно защищаясь от удара.

— И Санька мне не сын. Тебе он брат, а мне никто. И ты — никто, и он...

— Отец! — вскрикнула Мария. — Опомнись!.. В тебе говорит вино!..

— Нет, дочка. Вино я пью, это верно, но говорит во мне сердце. Я вырастил вас, воспитал, как бы мог воспитать родных детей. Всё вам отдал — труд и заботы. Я был генерал, и вы гордились мною. Теперь я рыбак-любитель, завсегдатай пристани, потому как я люблю Волгу. Санька ушёл в ремесленное училище, ты тоже бросила меня — уехала в другой город. Что ж, я желаю вам счастья. Вас не сужу.

Но теперь вы взрослые и знайте правду: я вам не отец и никогда им не был. Я вернулся с фронта и в своей пустой квартире застал вашу мать умирающей. Она вывезла вас из Ленинграда, спасла вам жизнь, но сама умерла от чахотки. Я жил один, у меня никогда не было семьи, — принял вас, как детей. Позже узнал, что ваш родной отец жив, но он женился во второй раз и не захотел брать вас к себе. Если хотите повидать отца — поезжайте в Ленинград, он работает там директором...

— Папа! — вскричала Мария. — Папочка!..

С минуту девушка стояла в нерешительности, затем бросилась к генералу, обвила руками шею:

— Родной!.. Милый!.. Не надо больше. Не надо рассказывать!..

Она обнимала его и плакала. Её лицо было обращено к залу. По щекам катились слёзы. Девушка обнимала отца с какой-то исступлённой нежностью. Она вдруг поняла всю меру благородства, всю красоту подвига, совершённого этим человеком, и в одно мгновенье прозрела. И боль, и раскаянье, и нежность, и благодарность — всё отразилось на её залитом слезами лице. И эти же чувства взволновали сердца людей, смотревших на неё.

Зал шумно выражал свой восторг, своё одобрение игрой артистки. И Андрей, не слыша аплодисментов и не думая о том, как другие приняли эпизод на сцене, хлопал изо всех сил, он даже непроизвольно встал и тянулся над головами впереди сидящих зрителей, хлопал и тянулся, словно боясь, что Мария его не увидит, не узнает, как он ею восхищён, как он понял и оценил её артистический талант.

Андрей хлопал и тогда, когда аплодисменты смолкли; стоял во весь рост и не замечал своего нелепого положения — и он бы долго ещё продолжал выражать свой восторг, если бы на него не стали оборачиваться соседи. Тут Селезнёв и взял его за полу пиджака и потянул книзу. Андрей сел, взглянул виновато на своих друзей и вновь устремил взор на сцену, ожидая, не выйдет ли Мария на аплодисменты.

Тотчас, как только закрылся занавес и смолкли аплодисменты, Андрей поспешил к выходу.

— Куда ты летишь? — спросил Денис, удерживая Андрея. — Свидание? Ну чёрт с тобой!..

Им бы пойти всем вместе за кулисы, поздравить Марию, сказать ей тёплые слова, так нужные артистке, но никто из них никогда не был за кулисами и не догадался пойти туда и теперь.

Андрей вышел на улицу и стал бродить вокруг театра, соображая, из какой двери выходят артисты. Дверей кроме главного входа он насчитал три: две маленькие по бокам и одна побольше, с тыльной стороны. Из нее-то, он полагал, и выйдет Мария.

Андрей поджидал в сквере, в тёмной аллее, из которой хорошо просматривался весь участок перед тыльной стороной театра. Чем дольше ожидал, тем больше проникался робостью и страхом, тем особым нетерпеливым волнением, которое испытывают только влюблённые и только в минуты, когда они ещё не знают ответа и когда решительный момент объяснения неотвратимо наступает.

Дверь раскрылась, из неё высыпала стайка женщин и направилась в сквер, прямо на Самарина.

Мария шла с ними. Не дойдя до сквера, артистки свернули в улицу. Мария теперь шла одна.

— Мария Павловна! — вышел ей навстречу Самарин. — Позвольте вас поздравить. Вы, как всегда, превосходно играли. Честное слово! И ребята просили передать. Всем очень понравилось.

— Спасибо. Роли эпизодические.

— В том-то и дело, и хорошо, что эпизодические, но и в них вы сумели...

— Вы меня перехвалите.

И, пройдя несколько десятков метров:

— Провожать меня не надо. Мне тут... недалеко. — И протянула руку.

Андрей сжал её ладонь, не торопился выпускать.

— Постоим здесь. Несколько минут. Я понимаю вашу занятость... вас ожидают дома: семья, муж — и неловко вам тут быть со мной — от товарищей, от знакомых, но что же мне делать, если...

— Не нужно, Андрей, не продолжайте, — взяла его Мария за руку и при лунном полумраке заглянула в лицо. — Семьи у меня нет, муж меня не ждет, вы за это не беспокойтесь. Я только на днях ушла от мужа, и теперь мы с Васильком снимаем квартиру вот здесь, недалеко. Вы, я вижу, удивлены, а я нет, не удивляюсь. Бросила одного мужа, а теперь... второго. Вот я такая... женщина. С печальной улыбкой, как бы извиняясь, смотрела Мария в глаза Андрею. В её голосе не было тоскливой безысходности, горького упрека и разочарования собой. Андрей понял всё это своим чутким сердцем и — помимо своей воли, опять же, одним только сердцем — простил её, и понял, и пожалел.

— Что ж, в жизни бывает всякое, — сказал Андрей. — Другие вас поймут, не осудят. Вы только верьте друзьям. Их-то, друзей, не бросайте.

Андрей понимал, что говорит не подходящие к моменту, сумбурные, первопопавшиеся слова; но где-то в глубине сердца у него теплились другие, и он хотел сказать, что вины её нет, и что судьба к ней оказалась несправедливой, и что все огорчения её пройдут, изгладятся из памяти, стоит лишь ей этого захотеть. Так думал Андрей, глядя ей в глаза.

— Я вас понимаю, — сказал, наконец он тихо.

— Спасибо. — Она пожала ему руку и пошла.

Андрей ещё долго стоял на том месте, где оставила его Мария.

* * *

Не включая свет в коридоре общей квартиры, ощупью пробиралась Маша в маленькую комнатку —своё новое жилище, которое она сняла у одинокой женщины. Два-три года назад эта женщина ходила к Каировым убирать квартиру. Маша щедро оплачивала её труды, дарила платья, одежду, а теперь вдруг пришла к ней и попросилась на временное житьё. Случилось это в тот день, когда Борис Фомич устроил ей сцену ревности.

Как только он ушёл в институт, она собрала чемоданчик — взяла необходимое, своё, нажитое на свои деньги — и ушла из дому. Ничего не сказала, не написала двух слов — ушла совсем, навсегда, как уходят люди из жизни. Легко оторвался от сердца старый, привычный мир; поняла вдруг, что удобства жизни, красивые вещи не могут сами по себе иметь над человеком власти, по крайней мере, над ней. Вот бросила она их и не жалеет. В субботу пойдёт в детский садик, возьмёт за ручку Василька и поведёт в другой дом. Между ними произойдёт примерно такая беседа (именно такая и произошла).

— Мама, куда мы идём?

— Домой, Василёк.

— Но нам же идти вон в ту сторону.

— Это мы раньше ходили в ту сторону. Теперь мы там не живём. Мы теперь живём в другом месте.

— Но где же мы живём, мама, и почему мы перешли на новое место?

— Сейчас ты увидишь нашу новую квартиру.

А почему мы перешли на новое место, я расскажу тебе позже, когда ты подрастёшь. Но ты, Василёк, не беспокойся. Нам будет лучше на новом месте.

Да, именно такая беседа и произошла у неё с сыном.

Не включая свет, Мария раскрыла платяной шкаф, долго стояла, держась за его дверцу. Свет уличного фонаря веселым зайчиком играл на хромированном уголке кровати, падал на белую стену у двери, где была прибита вешалка. Два платья и плащ прильнули к стене, точно человеческие фигурки. Маше стало немножко страшно, она прикрыла заскрипевшую дверцу шкафа, подошла к окну.

В кроне тополей синел клочок ночного летнего неба. Не было облаков, холодно блистали звёзды, — синяя бездна спустилась к верхушкам деревьев, и всё застыло, оцепенело, всё погрузилось в тишину. На минуту Маше почудилось, что и она вместе со всеми земными предметами опускается куда-то вниз, где нет ни шума городской жизни, ни забот, ни волнений.

Гребешком по кроне прошёлся ветерок, листья проснулись. Их слабый лепет напомнил Маше аплодисменты.

«И сегодня зритель меня принял», — подумала Маша. Ей стало хорошо, покойно от этой мысли. В последнее время она играет несколько ведущих ролей, которые требуют от неё много труда, нервного напряжения. Сегодня сыграла хоть и небольшие роли, почти эпизодические, а как тронула сердца людей! Вот что значит реальная ситуация, верно выписанная драматургом и не испорченная режиссёром сцена.

«Он аплодировал стоя», — подумала Маша об Андрее. Вспомнила, как смотрела на него в те счастливые минуты, когда зритель вызывал её на сцену аплодисментами. Кланялась во все стороны, а потоми ему, в его сторону... «Заметил ли он, догадался ли?..»

Потом она мысленно перенеслась в ресторан, где сидела рядом с Андреем и усилием воли заставляла себя не смотреть на него. И кажется, это ей удавалось, но какой ценой! А зачем это?.. Зачем и теперь, когда он подошёл к ней после спектакля, она обошлась с ним холодно? Как с человеком, который ей безразличен и не нужен. Но тут начинал ей говорить другой голос, — тот самый, который заставлял её быть сдержанней с Андреем. Теперь ты ушла от мужа, говорил этот голос, и что подумают люди, если тотчас же кинешься в объятия другого? Наконец, и он, Андрей, что подумает о твоём поведении?

Мария шире растворила окно, легла в постель. На стене, над вешалкой, мерцали зайчики света. Ветер раскачивал на столбе фонарь, и в комнате то появлялась, то пропадала широкая полоса света.